Виды защищаемой информации
- Государственная тайна
- Персональные данные/GDPR
- Коммерческая тайна
- Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП)
- Государственные и муниципальные ИС
- Информация для служебного пользования
- Открытые информационные ресурсы
Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:
- Вооруженные силы государства.
- Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
- Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
- Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.
Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения. Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами. Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.
Говоря о частных лицах, под “персональными данными” понимается вся возможная информация, которая либо прямо, либо косвенно относится к определенному физическому лицу (согласно терминологии закона – субъекту персональных данных). Согласие на получение и последующую обработку персональных данных частное лицо может предоставить только самостоятельно, выразив это в письменной форме. При этом разрешение на любое использование личных данных может быть оформлено и как отдельным документом, так и быть пунктом договора (например, кредитного или депозитного). Обратите внимание – любая онлайн-заявка на кредит будет недействительна при отсутствии вашего согласия (обычно требуется поставить галочку возле соответствующего пункта). Получение либо использование любой персональной информации о частном лице без наличия на то письменного или иного согласия является незаконным. Также неправомерными считаются и случаи обработки персональных сведений после получения от частного лица заявления на отзыв согласия на такую обработку. Тем не менее существуют исключения. Например, персональные данные могут быть получены без согласия человека для работы государственных органов, а для соблюдения обязательств по действующим договорам обработка персональной информации может быть продолжена и после отзыва согласия на ее использование.
Что такое GDPR?
Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation). Документ предоставляет резидентам Евросоюза (ЕС) возможность управлять персональными данными: спрашивать про цели обработки, место их хранения, а в случае необходимости удалить. Он вступает в силу с 25 мая 2018 года. Какие данные защищает GDPR? Персональные данные — любая информация о человеке, по которой он идентифицируется: пол, возраст, место жительства, умственная, культурная, экономическая, социальная идентичность.
Принципы GDPR:
-
Прозрачность и законность. Компании должны понятно объяснить, для чего они собирают данные и как планируют использовать их в дальнейшем.
-
Ограничение цели. Если цели сбора данных изменились, но они и дальше продолжают использоваться — это нарушение.
-
Минимум информации. Данные нужны только в объеме, необходимом для достижения конкретных целей, нельзя запрашивать лишнее.
-
Управление данными. Пользователь может запросить копию всей личной информации, которая у вас есть по нему — будьте готовы предоставить ее в течение 30 дней. Также пользователь может потребовать удалить данные о нем без права восстановления.
-
Ограничение хранения. Срок хранения данных должен пересекаться со сроком достижения целей. Как только цель достигнута — данные удаляются.
-
Безопасность хранения. Нельзя передавать данные третьим лицам. В случае утечки сообщать об этом в течение трех дней.
GDPR имеет экстерриториальное действие. Новые правила распространятся на всех, кто работает с данными резидентов ЕС. Неважно, есть ли у вас филиалы в Европе, где зарегистрирована компания и где она обрабатывает данные. Главное условие — работа с данными европейцев, полученными на территории Евросоюза (в том числе через интернет). География покрытия документа — 28 стран. Игнорировать GDPR будет сложно всем. Даже самая маленькая российская компания не может быть на 100% уверена в том, что у одного из подписчиков не может быть 2 гражданства. И одно из них может оказаться европейским. Поэтому будет разумно еще раз проверить свои клиентские базы. За несоблюдение принципов накладывается штраф в размере от 10 до 20 миллионов евро или от 2 до 4% от годового оборота компании. Практика исполнения решений ЕС в РФ развита не очень хорошо, поэтому даже если Комиссия ЕС наложит штраф на российскую компанию, существует очень маленькая вероятность реального исполнения такого решения. Но на территории ЕС работа будет затруднена. Подобное решение может стать основанием для проведения в отношении компании проверки уже российскими органами.
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.
Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны. Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.
Автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП)
Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) — группа решений технических и программных средств, предназначенных для автоматизации управления технологическим оборудованием на промышленных предприятиях. Может иметь связь с более общей автоматизированной системой управления предприятием (АСУП). Под АСУ ТП обычно понимается целостное решение, обеспечивающее автоматизацию основных операций технологического процесса на производстве в целом или каком-то его участке, выпускающем относительно завершённое изделие. |
|
Понятие «автоматизированный», в отличие от понятия «автоматический», подчёркивает необходимость участия человека в отдельных операциях, как в целях сохранения контроля над процессом, так и в связи со сложностью или нецелесообразностью автоматизации отдельных операций. Составными частями АСУ ТП могут быть отдельные системы автоматического управления (САУ) и автоматизированные устройства, связанные в единый комплекс. Такие как системы диспетчерского управления и сбора данных (SCADA), распределенные системы управления (DCS), и другие более мелкие системы управления (например, системы на программируемых логических контроллерах (PLC)). Как правило, АСУ ТП имеет единую систему операторского управления технологическим процессом в виде одного или нескольких пультов управления, средства обработки и архивирования информации о ходе процесса, типовые элементы автоматики: датчики, устройства управления, исполнительные устройства. Для информационной связи всех подсистем используются промышленные сети. |
Государственные и муниципальные информационные системы
Информационные системы ежедневно встречаются в нашей жизни – дома, на работе, на улице, в транспорте. И сегодня только представить жизнь без таких систем довольно сложно! Ведь информационные системы – это наши, так называемые, помощники. Любая организация уже не может полноценно заниматься какой-либо деятельностью без информационно-аналитических систем. Один из самых простых примеров повседневной информационной системы можно назвать телефонный справочник, где указаны номера, а также фамилия, имя, отчество абонентов. На предприятиях активно используются информационные системы управления. С помощью таких систем жизнь человечества существенно облегчается, это огромная и неоценимая помощь, ведь один или несколько человек не могут держать в голове или же на бумажных носителях данные, которые в компьютере занимают терабайты оперативной памяти. Однако просто хранить такую информацию – это мало, ее нужно систематизировать и адаптировать для удобного использования. Все информационные системы можно представить в виде информационного справочника и информационной базы данных. Каждая из этих систем может подразделяться на другие с более конкретной направленностью, например, по тематикам – медицина, география и др. Таким образом, для каждой сферы деятельности имеется своя информационная система управления. Главную функцию, которую преследует абсолютно каждая такая система - это сбор, хранение и поиск информации. Большое количество информации нередко затрудняет поиск, для этого требуется много времени и усилий. Информационные системы управления – это главный помощник в поиске нужной информации. Это очень быстро, довольно удобно и весьма практично. К тому же, информация в электронном виде в ближайшем будущем заменит бумажные документы, поскольку обращаться с электронными документами – это куда проще, быстрее и экономичнее.
Информация для служебного пользования
Документы с грифом «Для служебного пользования» - это документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, относящуюся к несекретной информации, касающуюся деятельности организации, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.Общепринятым сокращением для обозначения документов, содержащих информацию ограниченного делопроизводства является аббревиатура - ДСП. При учете документов с грифом «Для служебного пользования» необходимо фиксировать не только данные о самом документе, включая количество его экземпляров и листов, поскольку утрата экземпляра или отдельных листов при безучетном их хранении зачастую приводит и к утечке информации, но и любое движение и местонахождение документа, что позволяет, помимо расширения справочно-поисковых данных о документе, обеспечивать персональную ответственность за его сохранность и качественно проводить проверки наличия документов с целью своевременного обнаружения их возможных утрат.
Открытые информационные ресурсы
Современная информационная система представляет собой совокупность неоднородных элементов и реализует широкий диапазон сетевых функций и услуг. Наиболее полной моделью ИС является модель сетевого взаимодействия открытых систем. Такая ИС представляет универсальную распределенную среду с широкими вычислительными возможностями, ориентированную на большой круг пользователей. Однако при этом она становится мишенью для возможных угроз, попыток несанкционированного доступа, что делает актуальной проблему защиты таких ИС. Потребность обеспечения надежности вычислительных услуг, целостности, конфиденциальности и доступности информации приводит к целесообразности включения функции защиты в число обязательных функций ИС.
Характеристики безопасной ИС
1. Целостность ресурсов ИС предполагает выполнение следующих условий:
а) все ресурсы ИС всегда доступны пользователям независимо от надежности технического или качества программного видов обеспечения, а также несанкционированных действий (защита от потери данных);
б) наиболее важные ресурсы всегда доступны независимо от попыток их разрушения (защита от разрушения данных).
2. Защита (безопасность) ресурсов ИС означает, что все операции с этими ресурсами выполняются по строго определенным правилам и инструкциям.
3. Право владения ресурсами ИС есть право отдельных субъектов ИС распоряжаться принадлежащей им информацией (имеется в виду ее сбор, хранение, использование и распространение).
Эти три основные характеристики функционирования сети (целостность, безопасность и право владения ресурсами) составляют основу надежности среды, поддерживаемой ИС.